Весна не даёт скучать!
Весна у нас в этом году затяжная, уже два месяца никак не может победить зиму. Но «ждать у моря погоды» совершенно не хочется, мальчишки соскучились по экспедициям, поэтому мы уже в конце марта начали активную полевую работу. Развешивали, сделанные ранее, синичники в природе. Старались разместить их на территории памятников природы. На озере Дальнем – один синичник, на озере Клюквенном – три, на Голубцовских склонах и их окрестностях – восемь штук и три на других территориях. Размещали их в разнообразных локациях, чтобы вероятность заселения была выше, да и будет интересно посмотреть, в каких местах птицы предпочтут селиться. Для каждого домика отмечали координаты и заносили на отдельную карту.
Но один домик у нас стоит особняком. Это пустельжатник, предназначенный для небольшого сокола – пустельги. Ещё в прошлом сезоне в Целинном районе на отвесной стене высокого яра на реке Яма мальчишки заметили большую нору. Благодаря фотографиям местного жителя Анатолия Казначеева мы узнали, что обитателями норы являются пустельги. Ну а что, если вместо норы будет деревянный домик?
Ботаник, орнитолог, сотрудник национального парка «Салаир» Алексей Эбель предложил нам провести эксперимент. Встроить пустельжатник в стену одного из оврагов на территории памятника природы Голубцовские склоны в Заринском районе. Идея нам понравилась, мы так и сделали. Глина оказалась очень твёрдой, долго пришлось долбить углубление, когда топором, когда лопатой. Есть, конечно, сомнения, что домик заселят, всё-таки обрыв не такой крутой и высокий, как в селе Целинном. Но хочется верить, что эксперимент окажется удачным. Тем более, что прошлой весной мы видели здесь пару пустельг у небольшой норы на склоне. Возможно, присматривали для себя жилище. Но та нора была совсем неудачно расположена, низковато. Возможно, поэтому они не решились в ней загнездиться.
Шли дни, недели, снег нехотя таял. Сейчас он остался местами в лесу и на северных склонах оврагов и балок. Просохли полевые дороги, что дало возможность расширить территорию наших весенних исследований. На Большечеремшанском водохранилище проснулись краснощёкие суслики, они занесены в Красную книгу Алтайского края. Поначалу эти животные были несмелые, но со временем стали позволять себя фотографировать.
Лёд на водоёме практически растаял, а остатки представляют собой слоистые водные кристаллы, которые при бросании на землю рассыпаются на множество тонких сосулек. А звук при этом специфический, как будто стекло разбили, но не такой звонкий. Мальчишкам очень понравилось их бросать, а затем брать в руки. Однако сосульки так и норовили выскочить, выскользнуть из них.
На озере Дальнем много воды в этом году, что даёт надежду на то, что краснокнижные кувшинки четырёхугольные этим летом будут чувствовать себя прекрасно. Несколько лет подряд с водой было туго, а один год кувшинки вообще не вегетировали и, соответственно, не цвели. Наши посадки молодых сосёнок временно затопило, но, надеюсь, они выживут и всё будет хорошо.
На озере Клюквенное необычно много воды, остров-сплавину затопило. Пейзажи стали здесь совсем другими, непривычными, но очень красивыми. Наш друг художник Дмитрий Плохих, вдохновлённый этим событием, написал новый этюд на этом озере.
На Голубцовских склонах и их окрестностях вовсю летают многочисленные бабочки крушинницы, встречаются крапивницы. Но нам повезло, мы также увидели здесь красивую крупную бабочку – траурницу.
Там, где снег уже растаял, появляются первоцветы: гусиный лук, мать-и-мачеха, медуница, монашенка (нонея), стародубки, фиалки, хориспора. Также цветут другие степняки: лапчатка бесстебельная, астрагал яичкоплодный, стародубки.
По словам местных жителей должны быть и прострелы, но пока их нет, чуть позже должны зацвести. А вот на сухих и тёплых склонах поймы реки Оби между посёлками Мыльниково и Кармацкий прострелы вовсю цветут! Если прострел Турчанинова в самом разгаре цветения, то прострел раскрытый только начинает цвести, а часть растений лишь показались из земли.
Но среди красоты природной здесь также есть некрасивое поведение других «любителей природы», местных жителей. Встретили большую группу людей с детьми на квадроциклах. Мамы рвали цветы, таким поведением говоря детям – это нормально, можно рвать, ну подумаешь, выкинем потом, ещё вырастут. А вот могут и не вырасти. Многие виды таким вот образом исчезли из окрестностей Барнаула. Говорят, что здесь раньше даже росли кандыки, тюльпаны! А папы в это время гоняли на своей технике по бездорожью, по болотам. Ладно бы только так, но мы видели, как они накатали следы и по степным склонам с прострелами.
Другая беда этих мест – ежегодные поджоги травы. Лес уже не выдерживает, сосны высыхают, а черным лесорубам этого и надо, встретили много свежих пеньков от сосен, остатков стволов. Лес меняется на глазах, с 2016 года каждый год мониторим ситуацию. Прострелов становится меньше. Нашему мысу Первоцветов, похоже, скоро придётся менять название.
Кстати, именно на прострелах мы вновь встретили в этих местах пчелу-плотника! Таким образом, можно сделать вывод, что эти растения играют важную роль в жизни этого краснокнижного насекомого.
Мы вообще за то, чтобы больше отдавать природе, чем брать. Да и что с неё возьмёшь? И так уже много взято. Мы стараемся по мере возможности помогать ей. Например, не погрязнуть в людском мусоре. На Голубцовских склонах провели субботник. Экспедиционный багажник весь был наполнен мешками с мусором, но за раз всё убрать не удалось. Однако стало заметно чище и глазу приятно теперь смотреть.
Такие вот весенние заботы у нас в этом году, много их на самом деле, поэтому и рассказывать подробно нет времени. Пора бежать, впереди ещё много других интересных дел. Пока!
Александр Скачко,
руководитель клуба друзей Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир» «Караван»