Доклад
о правоприменительной практике контрольной (надзорной) деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий – государственного природного заповедника «Тигирекский» и национального парка «Салаир» за 2024 год
Доклад подготовлен в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ст. ст. 17, 18 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1090, п. 14 Положения о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре) утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1065, п. 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1094.
1. Общие вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Настоящий доклад обобщает вопросы применения законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий при организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием особо охраняемых природных территорий – государственного природного заповедника «Тигирекский» и национального парка «Салаир».
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях — государственного природного заповедника «Тигирекский» и национального парка «Салаир» — обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Положением о государственном природном заповеднике «Тигирекский», утвержденным приказом Минприроды России от 17 февраля 2004 г. № 121, Положением об охранной зоне государственного природного заповедника «Тигирекский», утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 12 марта 2003 г. № 117, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
- режима особо охраняемой природной территории;
- особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемой природной территории;
- режима охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Тигирекский» осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемой природной территории за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее — объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее — производственные объекты).
Согласно пункта 7.1. положения о государственном природном заповеднике «Тигирекский», утвержденного приказом Минприроды России от 17 февраля 2004 г. № 121, охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника и его охранной зоны осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории заповедника, работники которой входят в штат заповедника.
Согласно пункта 17 Положения об охранной зоне государственного природного заповедника «Тигирекский», утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 12 марта 2003 г. № 117, на территории охранной зоны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляются федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федеральный государственный охотничий контроль (надзор), федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Площадь государственного природного заповедника «Тигирекский», согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2022 г. № 38, составляет 82 802,1955 га.
Площадь охранной зоны государственного природного заповедника «Тигирекский», согласно п. 3 Положения об охранной зоне государственного природного заповедника «Тигирекский», утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 12 марта 2003 г. № 117, составляет 26257 га.
Площадь национального парка «Салаир», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1399 от 11.09.2020 г., составляет 161220,8 га.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1090 — деятельность граждан и организаций на территории государственного природного заповедника «Тигирекский», национального парка «Салаир» относится к категории значительного риска.
Согласно подпункту «б» указанного Положения, деятельность граждан и организаций в охранной зоне государственного природного заповедника «Тигирекский» относится к средней категории риска.
Категория риска объекта государственного контроля (надзора) может быть изменена в случаях, предусмотренных законом.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в соответствии с п. 17, п.26 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1090 ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» вправе в установленном законом порядке проводить:
1) контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
2) профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
2. Сведения о результатах контрольной (надзорной) деятельности ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» в 2023 году
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в форме выездных обследований.
На территории государственного природного заповедника «Тигирекский» и его охранной зоны в 2024 году контрольно-надзорные мероприятия проводились в виде выездных обследований. При осуществления контрольно-надзорной деятельности должностными лицами учреждения выполнено патрулирование в объеме:
- пешее – 2093,05 км;
- конное – 4000 км;
- на автомототранспорте – 47000 км;
- на водном транспорте – 150 км.
Итого протяженность маршрутов наземного патрулирования составила 49243, 05 км.
При выявлении в ходе контрольных (надзорных) мероприятий признаков преступления или административного правонарушения, в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», государственными инспекторами в области охраны окружающей среды принимаются меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
За 2024 год на территории государственного заповедника «Тигирекский» и его охранной зоны было выявлено 2 административных правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях», в том числе: одно правонарушение на территории заповедника и одно в охранной зоне заповедника в части незаконного нахождения, прохода и проезда граждан и транспорта.
На граждан наложено 2 штрафа в общем объеме 6 тыс. рублей. Штрафы взысканы.
На территории национального парка «Салаир» в 2024 году контрольно-надзорные мероприятия проводились в виде выездных обследований. При осуществления контрольно-надзорной деятельности должностными лицами учреждения выполнено патрулирование в объеме:
- пешее – 1326,5 км;
- на автомототранспорте – 42500 км;
- наводном транспорте – 900 км.
Итого протяженность маршрутов наземного патрулирования составила 44726,5 км.
При выявлении в ходе контрольных (надзорных) мероприятий признаков преступления или административного правонарушения, в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», государственными инспекторами в области охраны окружающей среды принимаются меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
За 2024 год на территории национального парка «Салаир» было выявлено 3 административных правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях», в том числе:
- незаконное нахождение с оружием, проход и проезд граждан и транспорта – 1;
- незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта – 1;
- незаконный лов рыбы сетными орудиями лова и незаконное нахождение на территории нацпарка — 1.
В результате осуществления контрольно-надзорной деятельности на территории национального парка «Салаир» в 2024 году у граждан изъято: 1 единица огнестрельного оружия и 1 ставная сеть.
На граждан наложено 3 штрафа в общем объеме 11 тыс. рублей. Штрафы взысканы в полном объеме. Незаконно использованная сеть при выболовстве у гражданина по решению суда конфискована.
3. Организация профилактической работы по недопущению нарушений обязательных требований
В целях предупреждения нарушений физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1090, проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В целях профилактики нарушений обязательных требований ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» https://oopt22.ru/ перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, также тексты соответствующих нормативных правовых актов, сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и другую информацию в соответствии со ст.46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В заметках и статьях сотрудников Учреждения, опубликованных в СМИ и в социальных сетях в 2024 году, также содержится информация, касающаяся соблюдения обязательных требований, в частности, требований, содержащихся в Положении о государственном природном заповеднике «Тигирекский», охранной зоне государственного природного заповедника «Тигирекский». По границам особо охраняемых природных территорий установлены граничные аншлаги и информационные щиты, содержащие информацию об обязательных требованиях.
В соответствии с Государственным заданием Учреждения, в 2024 году установлено по границам и на подконтрольных территориях 171 единиц информационных щитов, указателей и аншлагов. На подъездных и въездных дорогах, в наиболее посещаемых местах установлены информационные щиты, на которых размещена информация о необходимости соблюдения обязательных требований, которая при необходимости обновляется и дополняется.
Обобщение правоприменительной практики
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
- обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
- подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа. В соответствии с видами контроля, осуществляемыми Учреждением, доклад утверждается и размещается на сайте Учреждения до 1 апреля года, следующего за отчётным.
Объявление предостережения
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Данного рода сведений за период 2024 года не было, в связи с чем, данный вид профилактических мероприятий не применялся.
Консультирование
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (даёт разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)).
Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приёме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия.
В 2024 году консультирование осуществлялось в ходе проведения выездных обследований территории государственного природного заповедника «Тигирекский», его охранной зоны, национального парка «Салаир, а также по телефону и в письменном виде по мере поступления обращений.
Профилактический визит
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В 2024 году данный вид профилактических мероприятий не проводился.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований организуются и осуществляются ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» на основе следующих принципов:
- понятность — представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной и исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований);
- информационная открытость — доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
- вовлеченность — обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- полнота охвата — включения максимального числа подконтрольных субъектов в процесс взаимодействия ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский»;
- обязательность — обязательное проведение профилактических мероприятий;
- актуальность — регулярный анализ и обновление Программы профилактики, использование актуальной информации при проведении профилактических мероприятий;
- релевантность и рациональность — выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности и состояние подконтрольных субъектов (вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации);
- периодичность — обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
Также ФГБУ «Государственный природный заповедник «Тигирекский» систематически проводится работа с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, направленная на предотвращение нарушений с их стороны, работа проводится в форме индивидуальных бесед, пропаганды, в том числе с использованием СМИ и интернета.
4. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Актуальным остается решение вопроса по разработке и утверждению правил и иных нормативных правовых актов, регламентирующих рыболовство на особо охраняемых природных территориях федерального значения федерального значения и других методических рекомендаций по осуществлению учреждениями контрольной (надзорной) деятельности, а также утверждение положения о национальном парке «Салаир».