Лохматый призрак тайги

В марте один из научных сотрудников Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир» Олег Яковлевич Гармс побывал в эфире радио «Россия – Барнаул» в программе «Утро», по их просьбе, с рассказом о заинтересовавшей почему-то взрослых и детей росомахе. Видимо, интерес питается своеобразием этого зверя, его естественной немногочисленностью, некоторыми фольклорными упоминаниями.
Работа в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) края идет круглый год. Зимой специалисты проводят маршрутные учеты животных. Самое сложное – идти по следам росомахи, так как это ходок, как правило, на длинные дистанции. Она обитает в горно-таёжной части Алтайского края и хорошо себя чувствует в заповеднике и национальном парке.
«У нас постоянно живут от четырех до пяти, иногда более, росомах. Почему эта цифра разная из года в год? Это зависит от своеобразия биологии этого зверя. Росомаха – очень активный хищник с большой индивидуальной территорией».
По первым учетам в национальном парке «Салаир», образованном два года назад и площадью чуть более 160 тыс. га, видно, что росомахи здесь ожидаемо больше, чем в небольшом Тигирекском заповеднике.
«Зверь за сутки может проходить как минимум 15-20 км, известны случаи и более дальних его заходов в 80 км. Это сильный хищник, небольшого роста, мощная мускулатура, сильные лапы. Когда смотришь на росомаху, такое впечатление, что на голове один рот – огромная пасть, которая вооружена очень острыми зубами», – так можно описать героя нашего интервью.

Росомаха хорошо приспособлена к жизни в суровых северных многоснежных лесах. У нее средней длины ноги с широкими, медвежьего склада, густо опушенными лапами, плотное, как бы сбитое тело, покрытое тоже густым и длинным мехом. Внешне она и напоминает медведя, но только размерами с собаку, а весом 12–15 килограммов.
Своеобразие этого зверя еще в широких лапах (ступнях), которые позволяют перемещаться по снегу «как на лыжах» и охотиться на копытных. Косуля и марал проваливаются в глубоком снегу, росомаха же имеет возможность с легкостью настигать их по такому снегу.

архив данных фотоловушек


В народе, особенно охотники отмечают хитрость этого хищника, который любит «тропить», то есть ходить по следу, как других животных, так и человека. Росомаха не брезгует трупами павших животных. Это могут быть также звери, попавшие в ловушки и капканы охотников-соболятников в охотничьих угодьях Сибири. Она и сама, как уже отмечено, способна успешно охотиться на различных зверей от зайца и косули до марала, особенно молодых животных или наоборот ослабленных по какой-то причине взрослых.
Увидеть осторожную росомаху в природе не просто, но фотоловушки регистрируют её время от времени в заповеднике и национальном парке, в том числе на солонцах, где любят часто бывать копытные, что влечёт сюда и хищника. На роликах с регистраторов можно «полюбоваться» своеобразной неторопливой и уверенной росомашьей походкой, «бочком-бочком», кажется сейчас запнётся, но это впечатление обманчиво.


След росомахи очень интересен в связи с тем, что лапы широкие. Спутать с чьими либо другими сложно. Передние и задние лапы имеют пять пальцев. Длина отпечатка передней лапы около 10 см, ширина 7-9 см. Задняя лапа чуть меньше. На снегу часто отпечатывается пястная мозоль в форме подковы и расположенная прямо за ней запястная мозоль. Первый самый короткий палец передних и задних лап может не отпечатываться на снегу. Зверь относительно маленький, а след кажется непропорционально большим.
Исторический ареал росомахи очень широк. Но в Европе он давно и существенно сократился, отодвинувшись к северу и северо-востоку. У нас в Сибири зверь редкости не представляет в пригодных для её обитания таёжных лесах. Наблюдения в заповеднике и на других территориях, говорят о том, что она постепенно приспосабливается к жизни бок о бок с человеком. В определённой мере, конечно, как например, волк, лисица, рысь, хорь, куница. Росомаху относят к пушным зверям, но большого значения её мех никогда не имел, кроме использования в некоторых этнических ритуалах у народов Сибири, в костюме шаманов, например.
Нет причины, заносить «лохматого призрака тайги» в редкие виды, специально охранять этот вид и выводить в неволе. Его существование благополучно. Вполне возможно, что он может приспособиться в дальнейшем жить даже поблизости от людей.


Пресс-центр
Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир»

Материалы фотоловушек научного отдела и отдела охраны Тигирекского заповедника

Поделиться в соцсетях