О чем рассказали речные долины или экспедиция в национальный парк «Салаир»

С 16 по 21 августа 2022 года состоялась экспедиция Института водных и экологических проблем Сибирского Отделения Российской Академии Наук на территорию, прилегающую к национальному парку «Салаир». Старший научный сотрудник института Платонова Софья Григорьевна и заведующий кафедрой природопользования и геоэкологии Алтайского государственного университета Скрипко Вадим Валерьевич исследовали бассейн реки Чумыш. Методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир» Лущаев Эвальд Юрьевич фиксировал интересные с точки зрения познавательного туризма объекты (биологическое разнообразие, скалы, озера, водопады, перекаты, красивые излучины, вершины и т.д.) и оценивал потенциал посещенной территории.

В местах, где происходят активные эрозионные процессы, обнаруживаются обрушенные склоны, демонстрирующие слои древних геологических эпох. Разноцветные пески и глины в разных сочетаниях дополняются полуокатанными камнями. Наиболее привлекательны черные и оранжево-красные пески, голубые глины, красные яшмы и белый кварц.

Местами взгляд натыкается на захороненный органический материал – иногда из-под тысячелетних наносов торчат целые стволы деревьев и кости животных. Смытые весенним половодьем они задерживаются на отмелях. Когда высокая вода пройдет, оказываются на пологих берегах и пляжах. Так, перетираясь с песком и камнями, высыхая под действием солнца, артефакты древности  разрушаются. Часто отдыхающие и рыбаки, разводя костры, используют тысячелетние растения и потемневшие кости в качестве дров. Конечно, кости не горят, а становятся очень хрупкими –  при высокой температуре из них выжигается последняя органика. Под колесами автомобилей, ногами людей, копытами коров и лошадей происходит завершение истории, обитавших в доледниковое время растений и животных.

Долины салаирских рек древние и многократно пройденные водными потоками. Иногда,  по одному и тому же месту свой путь прокладывали разные реки, здесь формировались озера и болота. Подтверждением этому служат древние речные террасы, глубина врезания водного потока, разновозрастные слои перемытого и отложенного материала. Встречая на своем пути разнообразные преграды, речной поток извивается подобно змее, многократно меняя направление с юга на север, с запада на восток.

Активная деятельность человека тоже оставила свои следы. Прокладка дорог к некогда многочисленным салаирским поселкам и местам работы лесозаготовителей, охотников и золотодобытчиков, разработка карьеров преобразовали речные долины и прилегающую тайгу. На местах добычи золота остались многочисленные котлованы. Теперь это небольшие озера (в среднем 10 на10 метров), их берега заросли рогозом и ивняком. Некоторые из них получились живописными, но потребуется еще лет пятьдесят, чтобы окончательно природа залечила раны, нанесенные человеком. Очищенные от растительности долинные просторы теперь постепенно зарастают осиной, ивой, березой и сосной.

Придорожные карьеры в основном выработаны до скал, которые особенно привлекают к себе внимание. В каменной породе обнаруживаются окаменелости миллионолетней давности. Здесь можно встретить окаменевшие кораллы и морские лилии. Процесс их поиска надолго захватывает  внимание, хочется найти самый большой и красивый образец, чтобы показать и рассказать о нем всем.

Изменение ландшафта продолжается и с помощью животных. На территории парка и прилегающей к нему территории живет большая популяция речного бобра. Эти неутомимые и умные животные умело строят плотины, перегораживая небольшие речки. Бобры для укрепления деревянных плотин обкладывают их глиной и камнями. В ход идет ива, осина и даже хвойные – пихта и сосна. Ивовые прутья очень быстро образуют корни и молодые побеги. И очень скоро на месте плотины будут расти деревья. Бурная деятельность бобров заметна и на берегу – утоптанные и смазанные глиной тропинки со множеством следов, поваленные деревья и обгрызенные пеньки.

В эту поездку нам посчастливилось увидеть, как серые журавли учатся формировать клин и летать согласованно. Каждое утро мы слышали продолжительное «курлыкание» – совещание на земле, затем непродолжительные облеты семьями по 2-3 особи, а после тренировочные полеты стаей в 15-20 журавлей, с попыткой формирования правильного строя. Даже люди долго тренируются, чтобы ходить строем. Как птицам удается договориться – загадка.

По вечерам к лагерю прибегала лисица, над головами носились летучие мыши, а утром мы находили следы косуль и маралов, приходивших на водопой. Их было не много, но отрадно, что эти животные не видят в человеке своего врага.

В ходе изучения растительности были обнаружены популяции, занесенных в Красную книгу Алтайского края, копытня европейского и белокрыльника болотного.

Собранные научные данные послужат детальному дополнительному исследованию и анализу, в результате которых мы будем лучше понимать природные процессы, проходящие не только в настоящее время, но и завершившиеся за многие тысячелетия в прошлом.

Лущаев Эвальд Юрьевич,

методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир»

Поделиться в соцсетях