Исследования в долине Ханхары
В ходе поездки на кордон Мариниха научными сотрудниками Тигирекского заповедника Дмитрием Кузменкиным и Светланой Агафонововой. был выполнен мониторинг зообентоса, сделаны сборы ископаемых моллюсков, дополнены сведения по орнитофауне этой части заповедника.
Кордон Мариниха среди других несколько особенный – дело в том, что на этом участке сначала появился кордон, а потом уже заповедник. Раньше от Маринихи до границы заповедника было километров 10. После расширения территории заповедника, произошедшего в январе этого года, кордон, как и положено, стоит непосредственно на границе заповедной территории.
В окрестностях Маринихи на трёх водотоках в прошлые годы были заложены мониторинговые площадки по учёту численности зообентоса (водных беспозвоночных), где уже в течение нескольких лет в одни и те же сроки (что весьма важно для сравнимости результатов) проводится учёт зообентоса. В этом году учёт также проведён в оптимальный срок. По результатам учётов нескольких лет можно сказать, что водные сообщества стабильны, резких колебаний численности и биомассы не отмечено.
В предыдущие годы в окрестностях кордона Мариниха проводилось изучение современной фауны моллюсков (водных и наземных). И вот, в этом году было решено попробовать отобрать пробы грунта на ископаемых моллюсков в местных пещерах – посмотреть, как менялась локальная малакофауна на протяжении конца плейстоцена и голоцена. Моллюски в этом отношении весьма интересны, так как их раковины хорошо сохраняются в пещерных отложениях, и при этом изменение их видового состава во времени чутко коррелирует с изменениями климата и ландшафтов. Однако, несмотря на длительную историю палеонтологических исследований в Тигирекских пещерах, сведения об ископаемых моллюсках в них до настоящего момента отсутствовали.
Как оказалось, в пробах грунта из Малой Ханхаринской пещеры действительно присутствуют не только раковины наземных улиток (что ожидаемо), но и раковины мелких пресноводных двустворок из семейства шаровок. Если наземные улитки могли просто заползать в привходовую часть пещеры, то каким образом в пещерные отложения попали пресноводные двустворки, ещё предстоит выяснить. Малая Ханхаринская пещера расположена на высоте более 30 м над урезом реки Большой Ханхары, поэтому затопление пещеры речными водами представляется маловероятным (даже с учётом того, что в конце плейстоцена пещера находилась несколько ниже относительно уровня реки). Единственная правдоподобная версия – пресноводные моллюски попали в пещеру вместе с речным илом на лапах обитавших в пещере животных.
В отношении изучения орнитофауны весьма интересным является обнаружение в этом году на гнездовании в окрестностях кордона чёрного дрозда. Этот вид относительно новый для фауны заповедника, расселяющийся из Европейской части. Интересны были также и встречи козодоя. Поздним вечером несколько дней подряд птица отмечалась на кордоне. Кормилась, активно перелетая с места на место. Для Тигирекского заповедника козодой не редок. Он встречается на пролете осенью. А летними ночами можно услышать его своеобразное пение.
Поздно вечером слышны песни певчего дрозда, а рано утром сев на крышу дома пела горная трясогузка. Обыкновенные чечевицы часто посещали кордон. Особенно им понравился инспекторский дом. Рано утром, пока все еще спят, стая из 10–15 птиц залетала под крыльцо и что-то собирала с земли. Бывало птицы залетали и в сам дом, где их приходилось отлавливать и выпускать. Кордон понравился не только чечевицам, но и пустельге. В заброшенном строении пара выводит потомство.
С млекопитающими было мало встреч, но порадовала рысь. Её удалось увидеть на дороге, ведущей на кордон. Рысь шла быстрым шагом, помахивая из стороны в сторону хвостом и не замечала присутствие человека. Только после того как удалось подойти ближе, рысь решила обернутся. Долго не позировала, пара кадров – и она скрылась в траве.
Материалы, собранные в пещере на данный момент находятся в обработке. Результаты исследований будут представлены в Летописи природы и научных публикациях.
Дмитрий Кузменкин, Светлана Агафонова,
научные сотрудники Тигирекского заповедника