Из жизни 100 летнего участника Великой Отечественной войны
Приятно когда есть люди, которых можно поблагодарить и поздравить с Днём Победы! Велика Россия-матушка. С разных уголков страны призывала она сынов для защиты своих рубежей в далёком 1941 году. С каждым годом всё меньше остаётся людей, прошедших через ужасы Великой Отечественной войны. Одним из них является дедушка Максима Борисовича Коротеева, инспектора национального парка «Салаир». Алексаеву Василию Егоровичу 99 лет, так записано в свидетельстве о рождении – в те времена «Метрике». На момент получения документа ему уже было два или три года, и он помнит, как ездил с отцом на коне получать его.
Ушёл на фронт 18-летним юнцом. Служил в артиллерии, числился стрелком. Воевал на Волховском направлении. Спустя год попал под снаряд, был засыпан землёй. Получил тяжёлые травмы, но чудом выжил. Стоял вопрос об ампутации обеих рук по плечи. Благодаря заботе и жалости санитарной сестры, выходившей бойца, сохранил руки. Долго восстанавливался. Вернулся домой, но в 45 году его вновь призвали на службу, этапировать военнопленных.
Василий Егорович уроженец села Алексеевка Солтонского района Алтайского края, сейчас там остались лишь пчеловоды с пасеками. Живёт в селе Сузоп Солтонского района. Дедушка никогда не курил, даже на фронте. Брал, раз выдавали, и не курил. Вспоминает, как однажды, будучи несколько дней в наступлении, остались без еды и курева, раздавал махорку. Почему не курил? Он сделал правильный вывод – эту пагубную привычку не перетерпишь, и она диктует, что и когда тебе делать. Однажды ребёнком наблюдал, как отец возвращался 8 км пешком домой за забытой махоркой. Без неё он даже работать не мог.
Вспоминает, как казалось, бесконечно копали окопы в песчаной почве, песок постоянно осыпался, а они всё копали. Как потом после дождя там стояла вода. Похолодало, так что портянки к ногам примерзли, и он не мог снять сапоги. Позже отогревал ноги на печи с мыслью, что их лишился, но нет, чудом сохранил.
После войны добровольно-принудительно отправили учиться на пчеловода от совхоза. Держал скотину и пчёл. В силу возраста хозяйство пришлось оставить. Пчёл отдал внуку, а вот с конём расставаться было тяжелее всего. Каждый раз внуки, приходя к деду, интересовались: «Дед, ну зачем тебе конь?». «Ездить траву косить», – отвечал дед. «А трава тебе зачем?». «Коня кормить!», – с недоумением отвечал дед. Кое-как удалось уговорить отдать всегда ухоженного и холёного коня. Так Василий Егорович 7 лет назад перестал ездить верхом.
Пожалуй, у каждого из нас есть такой «конь». Может, это и не плохо. Может быть, в нём-то и заключается секрет столетней жизни.
Пресс-центр Тигирекского заповедника
и национального парка «Салаир»
по материалу Максима Коротеева,
инспектора национального парка «Салаир»