Путешествие на Алтай. Или небольшой рассказ о том, как суров Тигирекский заповедник
Анна Лукина написала довольно подробный и интересный рассказ о своей поездке в Тигирекский заповедник в качестве волонтёра. Она помогала научному сотруднику Алёне Каменевой в проведении учёта мелких млекопитающих 2021 года. Даже сама дорога в этот труднодоступный заповедный уголок всегда приключение. Анна отлично подала все особенности и открытия волонтёра Тигирека с которыми стоит ознакомиться перед поездкой.
«Ещё в январе я задумалась о том, что хочу пройти практику в заповеднике. Главным желанием было посетить новое место на карте России и получить опыт в учебной сфере. Моя давняя мечта побывать на Алтае, в горах, сбылась. Я нашла отличную программу в одной из групп Вконтакте. А дальше, дело оставалось за малым – договориться с организаторами и университетом, подписать договор, купить билеты.
И вот, рюкзак со всем необходимым собран, паспорт в руках, и я жду поезд. Итак, мне нужно было добраться до города Барнаула, поэтому я сначала доехала из Петрозаводска до Москвы, а потом самолётом. Я была бы не студентом, если бы не придумала хитрый способ сэкономить. Напрямую билет до Барнаула из Москвы стоит 10 тыс., а до Новосибирска 5 тыс. Поэтому я долетела до Новосибирска, а оттуда на блаблакаре за 400 рублей добралась до Барнаула, при этом, успела посмотреть оба этих города, что я считаю, большой удачей.
16 июня 8 утра. Мы собрались у административного центра заповедника, нас было не много – всего 3 человека. Сели в микроавтобус и поехали в сторону границы с Казахстаном. Дорога заняла 5 часов.
Но это было ещё не все, за это время мы добрались до села Чинета, которое является крайним по пути в заповедник. Дальше задача была пересесть в ВАЗ, огромную машину, которая пройдёт везде.
Ехали по лесной дороге, по рекам и крутым склонам. Иногда казалось, что машина перевернётся, но она была как будто приклеенная. Пейзажи вокруг стремительно менялись: горы становились выше, на лугах паслись стада лошадей, дорогу перебегали суслики, а в небе летали хищные птицы.
2 часа и мы на месте. Среди гор в одной из долин спрятался кордон Тигирек, тут живут несколько местных жителей, инспектора и научные работники. Рядом протекает горная ледяная река Большой Тигирек, в которой мы сразу же искупались. На ужин сварили гречу с тушёнкой, а потом легли спать в домике с русской печью и маленькими окошками, из-за которых доносилось пение птиц.
17 июня. Утро началось с крика петуха, пением я не осмелилась это называть. После смены часового пояса и разницы в 4 часа вставать было особенно тяжело. Но ничего, небольшая зарядка и умывание холодной водой отлично бодрят. После завтрака мы собрали вещи по мелочам и отправились в путь. Нам предстояло 20 км пути в горы. Шли налегке, то есть у нас были рюкзаки с водой, перекусом, дождевиками и фотоаппаратами. Остальные вещи и продукты везли лошади.
1 подъём – самый затяжной и крутой, но сложность была не в этом, а в количестве клещей. Проходя каждые 100 метров, мы останавливались и снимали друг с друга по 10-15 штук. И такое продолжалось пару часов. После этого подъёма я выдохнула, ещё раз себя проверила на наличие «друзей» на одежде, сняла ещё десяток и успокоилась. За свой огромный опыт в туристическом плане, такое случилось впервые. Дальше мы немного спустились, дошли до реки и устроили перекус. В этот момент инспектора с лошадьми нас догнали. Начался второй подъём. Он был короче первого, но преподнёс нам особенный сюрприз – там остался снег. Обычно к этому времени все тает и остаётся малая часть, но не в этот год. «Лошади дальше не пойдут», – сказал нам инспектор.
Сами всё понести мы не смогли бы, очень тяжело. Возвращаться тоже не вариант, исследование ведётся несколько лет и каждый год очень важен. В итоге приняли следующее решение. Мы берём все самое необходимое, сколько сможем, а уже на следующий день возвращаемся и несём остатки. Главным страхом было, что эти продукты найдут дикие звери и съедят. Мы решили рискнуть, и пошли дальше. Второй подъём, за ним третий, и вот уже виднеется избушка. К 8 вечера были на месте. В итоге мы поднялись на высоту 1500 метров очень уставшие, но довольные собой.
18 июня. Через маленькое окошко пробивался луч солнца, глаза медленно открылись, и я тихонько села. Осмотрелась вокруг, Влад ещё спал, а Алёна забежала в избу и стала рассказывать какой на улице прекрасный день. И правда, ярко светило солнце, птицы пели, а горы – они просто были. Я долго смотрела вдаль. В душе наступило мгновенное спокойствие, а в голове осознание счастья.
Мы сели завтракать и обговорили план действий на день. Задач было много: открыть канавки, заготовить дров и принести остатки продуктов. Что же мы изучали?
Метод канавки – это относительный учёт о составе населения и видового состава мелких млекопитающих какого – либо биотопа. Канавка – это ров длиной 50 метров, шириной и глубиной в 20 см. Через каждые 10 метров в канавке вырывается яма для ведра, ведро должно заходить в канавку полностью, чтобы выровнять его края и землю. Так же в него наливают воду, примерно 1\3. Работает это следующим образом: мышка бежит по земле, попадает в канавку, так как она воспринимает этот ров как норку (т.е. безопасное место), двигается вдоль стенки вперёд и попадает в ведро с водой. Там от переохлаждения умирает.
Сразу оговорюсь, это не приносит ущерба для природы. Разберёмся. Размножение у мышей происходит примерно 2-3 раза в год, в среднем, от одной особи появляется 10 детёнышей, которые через 2-3 месяца готовы к размножению. А вот пользу исследования приносят. К примеру, в прошлом году было поймано несколько сотен, но у них, практически у всех, было заражение паразитами, из-за чего в этом году их численность резко упала и за 10 дней в этом году попалось всего около 40 особей. Это может значить, что для группы животных, которые питаются мышами, кормовая база уменьшится, а соответственно может уменьшиться и их численность. Таким образом, если проводить исследования на протяжении нескольких лет, мы получим данные об экологическом состоянии и видовом составе местности.
Каждый год в заповеднике проходит 2 смены: в начале и в конце лета. Смена делится тоже на 2 этапа: один – в низкогорье, а другой – в субальпийском поясе.
В нашем случае была 1 смена и 2 этап. В субальпике выделялось 3 биотопа: карликовое кедрово-берёзовое редколесье, кедровое редколесье и субальпийские луга. В каждом биотопе 2 канавки, расположенные параллельно на расстоянии в 50 метров. Канавки работают по 10 дней, сбор материала происходит каждое утро через день.
Надеюсь, стала немного понятна суть нашей работы. Итак, мы открыли канавки одного биотопа и пошли за продуктами. К счастью, звери ничего не нашли, и мы спокойно все донесли до избы. Вечером я отвечала за ужин, а ребята открыли остальные канавки и уставшие пришли ужинать. 18 июля все заработало! Солнце зашло, резко похолодало, и мы легли спать.
19 июня. Утро, горы, завтрак, все прекрасно, как в первый день. Сегодня предстоял отдых и прогулки по окрестностям. Сперва мы сходили за дровами, в основном это веточки с земли, потому что рубить – строго запрещено. Дальше Алёна предложила сходить искупаться и заодно принести воды для питья. В ручьях течёт талая вода, которую можно пить сразу без кипячения. Нам нужно было спуститься вниз буквально метров 500 по снежнику и там находилось место, где вполне можно было окунуться. Да, не поплавать, температура в воде пара градусов. По возвращению нас ждал сюрприз – низкие облака, которые полностью нас укутали. «Будем ждать, пока разойдутся, максимум 3 дня я сидела, дольше не бывает», – сказала Алёна. Из-за того, что мы находимся на приличной высоте, 1500 метров, низкие облака нас задевают и это обычное явление. Они могут накрыть как на пару часов, так и на несколько дней. День так и прошёл. Сидели в избе, топили печку, играли и кушали.
20 июня. Встали мы поздно, настроения особо не было. Погода за окном не менялась, а собирать материалы все равно надо. У нас на каждую из канавок был тканевый мешочек, в который мы собирали тушки и клали туда номер участка. Всё происходило так: ты проходишь вдоль канавки, из вёдер достаёшь мышей и кладёшь их в мешочек. Так как у нас часто были дожди, приходилось сливать с вёдер лишнюю воду.
Мы управились за 1 час. А дальше пошёл снег… Да, в горах такое бывает, но не в этих, здесь такое событие – аномалия. Пришлось спрятаться в избушке и ждать. И даже в таких условиях, мы нашли, чем заняться. Алёна нам провела ознакомительный урок по определению видов для этого специально взяла с собой все материалы в виде шкурок, черепов и определителей. Весь оставшийся вечер, мы играли в настольные игры и слушали музыку.
Следующие 6 дней проходили в облаке, это была очередная аномалия. Я расскажу о самых ярких моментах этих дней.
Препарируем. Хоть я уже и закончила 2 курс, вскрытие животных при мне происходило впервые. И как биологу, мне было очень интересно. Расскажу поэтапно. Сначала готовят рабочее место: раскладываются инструменты: весы, журнал для записей, номерки для черепов и специальные кусочки бинта. Потом начинается работа: мышь измеряют (длина тела и хвоста), определяют пол, возраст, вид. Для коллекции мы оставляли только черепа, их заматывают в бинтик с порядковым номером и складывают в герметичную банку со спиртом для хранения.
В первый день Алёна нам показывала, как все делать, а в последующие дни мы пробовали сами.
Прогулки. Один раз мы пошли гулять в тумане, так делать вообще не желательно, но под руководством опытного человека безопасно. В горах в такие дни царила особая атмосфера, ты чувствовал себя героем фильма ужасов. Вокруг все было серо, высокие скалы уходили в небо, и мы не видели их конца, из-за деревьев выглядывали непонятные тени, а кроме ветра мы не слышали ничего. В другой раз надо было прогуляться до скалы, где есть связь канала рации, чтобы узнать последние новости. Но ветер был настолько сильный, что волну мы поймать не смогли, зато постояли на порывах ветра. Влад опытный парашютист, и он поделился, что ощущения такие же, как при прыжке с вертолёта.
26 июня мы проснулись, и на улице сияло солнце, все выдохнули. Дальше брали от погоды максимум. Гуляли, фотографировались, провожали закаты и готовили на костре.
Заповедник находится на границе с Казахстаном, в котором есть космодром Байканур и при запусках ракет части ступеней падают в заповедник.
Рядом с нашим домиком жил бурундук, самка, назвали Глаша, она любила брать у нас отчистки от овощей и фруктов. А однажды в солнечное утро на другом хребте мы увидели благородных оленей.
Как итог всего пережитого, я подчеркнула, что все испытания не зря, и главное, что подарила мне поездка – это люди. Пережив с кем-то определённые моменты, а этот раз они были не простые, ты всегда будешь помнить, и ценить их.
Вертолёт был очередной мечтой, которая сбылась. Мы долго не знали, заберут нас или нет, но все сложилось лучшим образом. Полёт в 10 минут, а эмоций на ближайшие пару недель. Сев в него, я не отрывалась от иллюминатора. Смотришь на горы с высоты птичьего полёта и видишь всё в новом для тебя ракурсе, что поражает и вдохновляет.
На этом я закончу свой рассказ увлекательного путешествия на Алтай. Надеюсь, мне удалось передать вам хотя бы капельку тех эмоций, что я испытала. Вдохновляйтесь, мечтайте и действуйте. Через путешествия можно понять себя, удалиться на время от городских забот, посмотреть на жизнь со стороны и решить проблемы, которые казались невозможными.»
Анна Лукина,
волонтёр Тигирекского заповедника