Экспедиция к водопаду Гумбольдта

В начале сентября 2024 года состоялась экспедиция к верховьям реки Иня (Чарышский район). Напомним, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 38 от 25.01.2022 года территория Тигирекского заповедника расширена вдвое (присоединены участки в Чарышском и Курьинском районах). В составе экспедиции были представители отделов по экологическому просвещению, по развитию туризма заповедника и национального парка «Салаир» и сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН. В планах – исследование новых заповедных территорий, а также обследование туристически значимых и познавательных объектов для создания новых маршрутов и экологического просвещения населения Алтайского края.

На границе Тигирекского заповедника и Чарышского заказника, в самых верховьях реки Иня, где до сих пор сохранились участки нетронутых кедровых лесов, находятся два водопада, переоткрытые в 1999 г. инспектором Госкомэкологии Олегом Гармсом, ныне старший научный сотрудник Тигирекского заповедника. Вот, что пишет о водопадах Олег Яковлевич:

«Обнаружение водопадов в начале июня 1999 г. совпало со знаменательной историко-краеведческой и географической датой – 170-летием со дня посещения Барнаула и Колывано-Воскресенского горного округа великим немецким географом, ученым-энциклопедистом А. Гумбольдтом. Поэтому водопад в русле Ини получил имя Гумбольдта, а впадающий в него назван Егерским в честь проводника, Бориса Козлова – жителя села Майорка, прекрасного знатока природы этих мест, неустанного егеря Чарышского заказника. … именно Гумбольдт предложил необыкновенные шедевры природы объявлять ее памятниками и сохранять для грядущих поколений в веках, как картины Рафаэля или античные скульптуры и готические храмы».

По дороге к водопадам можно познакомиться с низко – и среднегорными ландшафтами, курумными осыпями, красивым озером Озерным, стоянками пастухов, табунами лошадей башкирской породы, скальными останцами (Казачий и Белоусов камень) замкового типа, величественными кедрами и лиственницами, полянами осенне-раскрашенного в красные и оранжевые тона иван-чая, великолепными видами на высокогорные участки заповедника, снежники и горные озера. Среди вулканических и осадочных горных пород по ходу маршрута Софья Платонова, сотрудник Института водных и экологических проблем СО РАН, отметила габбро-плутоническую породу зелено-серого цвета, почти не встречаемую на других участках Тигирекского заповедника.

До самих водопадов добирались тяжело. Но их красота того стоит. Её описание непередаваемо выразил Олег Гармс в своей статье.

«Укрытые от постороннего глаза скалами, склоны которых пронизаны кедрами, эти водопады обнаруживают себя только диким ревом бушующей воды в тесной и страшной «воронке». Она образована очень узким ущельем, дважды резко изменяющим в этом месте свое русло под прямым углом. … Уникальность этого узкого места в долине в том, что с противоположных сторон в реку выдвигаются навстречу друг другу две скалы, но не смыкаются, а образуют между собой тесный зазор. Правая низкая скала постепенно, но мощно сжимает поток до предела, прижимая его к левому берегу, и, смыкаясь с ним, образует как раз тот уступ, с которого и низвергается водопад Гумбольдта. Вся мощь удара, зажатого в узкой теснине потока, приходится на живописную скалу, далеко выдвинутую поперек русла с левого берега, так, что она даже производит впечатление острова, но все же соединенного пониженной перемычкой с «большим» берегом. Этот кипящий котел огромной массы воды обставлен со всех сторон отвесными скалами, поэтому производит впечатление гигантской воронки. Причем водяной «дым», постоянно клубящийся над котлом, вызывает к жизни на стенах окружающих скал такое буйство красок из мхов, лишайников и прилепившихся к камням невесть как изумрудных от постоянной влаги трав и ярких цветов, что кажется, будто попал не в сибирскую горную тайгу, а в тропическую Гвиану. И все это великолепие, включая и скалу в русле, увенчано невиданного роста и размера гигантскими кедрами.
Иня кидается в этот котел мощным водопадом высотой примерно 3–4 метра с небольшого уступа перед ним. Вся масса реки зажата в этом месте настолько тесно, что кажется, скалы дрожат от упругого напряжения воды. Увидеть фас водопада во всей красе можно только с вершины «острова» напротив него, перебраться на который можно по перешейку над самым котлом, скользкому от мокрой травы. При этом фотографии все равно получаются сверху, что «съедает» величину водопада и не дает о нем полного представления. Вообще с высоты птичьего полета это место в русле Ини должно выглядеть в виде изгиба молнии с двумя резкими поворотами под прямым углом.
Отскакивая от скалы также мощно, как и напирая на нее, белопенная круговерть потока находит небольшой проход вправо, но через несколько метров натыкается на стену коренного правого берега и делает резкий поворот влево, за которым, как бы облегченно вздохнув, стремглав катит свои бурные волны по «просторной» долине в несколько метров шириной. Теперь и такая долина кажется привольной, тихой, чуть ли не спокойной, хотя человека с равнины она оглушила бы своим ревом и сдавила непривычной теснотой рельефа.
В том месте, где река делает свой второй рывок из котла, уже при выходе из него, с правого берега по всей его протяженной, изумрудной от хвойного леса, огромной и почти отвесной стене низвергается маловодный, но очень живописный каскадный водопад «Егерский». Без специальных измерений трудно назвать его точную высоту (приблизительно метров 70). То сливаясь вместе, то разъединяясь на множество серебряных нитей, то снова прихотливо переплетаясь, как женская коса, он кажется неземным видением в лучах утреннего солнца. У подножия берега водопад «мягко» вливается в кипенные воды».

полный текст статьи – 27 декабря 1978 г. сайт АКУНБ

Спустившись к водопаду, цепляясь за корни и стволы, повисших на скале кедров и пихт смогли провести фотосъёмку и исследования. Склоны водопадов образованы изогнутыми в складки слоями черного алевролита – осадочной породы, широко представленной на склонах верховий долины Ини. Покрытые водой, водорослями камни оказались очень скользкими, что затруднило работу. Однако общие впечатления выразились единогласно за «шедевр природы, который стоит посмотреть и охранять».

Пока еще обрабатываются материалы экспедиции, фотографии, готовится отчет и корректируются планы, предлагаем ознакомиться с видеороликом, смонтированным Татьяной Вяткиной, главным специалистом по развитию туризма Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир».

Приятного просмотра и хороших впечатлений!

Эвальд Лущаев,
 методист по экологическому просвещению Тигирекского заповедника
 и национального парка «Салаир»
 с использованием материалов Олега Гармса,
старшего научного сотрудника Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир» и видеоматериала Татьяны Вяткиной, главного специалиста по развитию туризма Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир»

Поделиться в соцсетях