“Быть человечней биология научит, не разрушая, только созидать …”

25 ноября в Барнауле состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 85-летию образования Алтайского края «XII Педагогические чтения им. В.И. Верещагина». В работе секции «Актуальные вопросы теории и практики биологического образования в Алтайском крае» принял участие в качестве спикера специалист отдела экологического просвещения Тигирекского заповедника и национального парка «Салаир» Александр Скачко.

На секции обсуждались как частные вопросы, касающиеся проблем биологического образования в школе, так и общая большая проблема, которая встала в последние годы, а именно нехватка будущего студенческого контингента, а также ухудшения его качества и мотивированности. Говорили о падении популярности предмета биологии в школе и о том, как же решить эту проблему.

По мнению Александра Скачко, окружающий мир и биология – это предметы, которые для школьников могут стать не интересными без какого-либо живого, визуального сопровождения. Безусловно самый лучший вариант – это урок в природе, экскурсия. Но это возможно далеко не всегда. И здесь на помощь приходят многочисленные видеоролики из интернета. Сейчас очень много специализированной аппаратуры для видеосъёмки природы, отдельных представителей растительного и животного мира, которая позволяет в умелых руках делать видео не хуже профессионалов. Скачивая такие материалы, можно накопить богатую коллекцию медиа, которую можно использовать на уроках.

Безусловно, это лучше, чем просто картинки или фотографии в учебнике. Ну а что если пойти дальше, сделать уроки ещё интереснее, а также помочь и другим своим коллегам? А именно, создавать самим такие ролики и привлекать к этому делу своих учеников. Александр Анатольевич поделился своим опытом такой работы вместе с клубом «Караван». Он рассказал о тех обучающих, познавательных фильмах о природе, отдельных видах растений и животных, об особо охраняемых природных территориях, снятых во время путешествий «Каравана».

У этих фильмов есть определенные плюсы, отличающие их от других. Во-первых, дети сами участвуют в съёмках, это позволяет им лучше узнать окружающий их мир, способствует увеличению интереса к предметам окружающего мира и биологии, улучшению их успеваемости. Проведя какое-либо исследование, обучающийся может поделиться результатами со своими одноклассниками, сделать доклад, презентацию или видеоролик, таким образом заработав себе дополнительную оценку. Во-вторых, наши фильмы рассказывают о природе, которая рядом, за селом, в ближайшем лесу или поле. Куда важнее в первую очередь познать природу своей малой родины.

Какие же фильмы есть в коллекции «караванщиков»? Например, о растительных сообществах. «Лес: первое знакомство» – так называется фильм о том, какие леса есть у нас в Алтайском крае и Республике Алтай. Дети сами, исследуя разные типы леса, рассказывают о их особенностях, в частности, как отличить друг от друга такие хвойные деревья, как ель, пихта, сосна, кедр, лиственница. А вот фильм «Степь да степь кругом» рассказывает о прямо противоположном растительном сообществе – степи. В сериале «По страницам Красной книги Алтайского края» можно познакомиться с отдельными видами растений и животных, занесённых в региональную Красную книгу.

Биология идёт в тесной связке с географией, поэтому многие фильмы «Каравана» не только биологические. Есть фильм о реке Большая Черемшанка, о том, где она начинается, откуда в ней вода и т.д. Ну и конечно, изучая природу, нельзя не коснутся темы экологии. В фильме «ООПТ – острова жизни», рассказывается о том, какие существуют особо охраняемые природные территории в Алтайском крае и чем отличаются. Участвуя в создании самых маленьких ООПТ – памятников природы, ребята подготовили почти о каждом из них отдельный фильм.

Пара фильмов может даже помочь школьникам в выборе будущей профессии. В фильме «Охотники за растениями» развенчан миф о том, кто такие ботаники. Вопреки расхожему мнению, люди этой профессии должны быть достаточно мужественными, сильными, чтобы преодолевать трудности непростой экспедиционной жизни. Об орнитологах и вообще о людях, которые любят наблюдать за птицами, фотографировать их, рассказывает фильм «Кто такие птицы знают единицы». На самом деле, окунувшись в мир птиц, вы будете приятно удивлены насколько он многообразен и интересен.

Однако, в природе есть животные, которых не так то просто увидеть, а тем более ещё и снять на камеру. Для этого ребята используют такие приборы, как фотоловушки. Они представляют собой фото-видеокамеры, которые реагируют на движение. Если мимо фотоловушки пройдёт, пробежит какое-либо животное, то камера включится и будет снимать. Благодаря этим камерам, нам удалось снять жизнь сурков, сусликов, лис, барсуков и других животных. О работе с фотоловушками рассказывает фильм «Кто в норке живёт?».

Вы можете сказать, но как же нам быть, ведь мы не умеем снимать видео? И на этот вопрос уже есть ответ в работе «Снять фильм о природе – это просто!». Фильм универсален, то есть в нём можно узнать, как общие моменты о правилах съёмки и монтажа видео, так и получить ответы на частные вопросы о съёмках именно живой природы.

Александр Скачко подытожил своё выступление словами: «А на самом деле было бы желание, снимать можно и на телефон и даже на нём монтировать. Биология и её науки-спутники совсем не кабинетные. И если вы хотите, чтобы ваш предмет полюбили дети, чтобы шли на него, как на праздник, то вам нужно постараться, приложить определенные усилия, фантазию. Мы рассказали лишь о своём опыте, что-то из него вы можете взять на вооружение, но настоящего биолога эта информация лишь подтолкнёт к новым идеям, находкам в деле обучения наших детей основам жизни на Земле. Биология в купе с географией, как никакая другая наука позволяет воспитывать человека разумного, доброго, любящего свою малую родину».

Пресс-центр

Тигирекского заповедника и национального парка “Салаир”,

по материалам

Александра Скачко,

специалиста отдела по экологическому просвещению национального парка «Салаир», руководителя Клуба друзей Тигирекского заповедника «Караван»

Поделиться в соцсетях