Салаир – место, куда хочется возвращаться

Любовь чувство живое, оно рождается и растёт. Чем больше ты вкладываешь в объект любви, тем крепче и неразрывнее связь с ним. Это заметно прослеживается в отношении Людмилы Пожидаевой, секретаря Общественного Совета по развитию национального парка «Салаир», к Парку. Она одна из тех людей, которые вкладывались в его создание. И данный её рассказ, пропитанный нежными чувствами к природе Салаира, об июньской поездке в Парк.

«Салаир – кусочек Рая на земле! Во всяком случае, для меня это именно так: место, куда хочется возвращаться!

Сейчас в тайге пора цветения орхидей. Пальчатокоренник. Нашли местечки в Ельцовском районе, где их много – по влажным местам. Метёлочки сиреневого цвета.

Есть и редкие орхидеи: уже в Тогульском районе близ озера Чёртово под кедрами расцвёл венерин башмачок крупноцветковый, занесённый в Красную книгу России. Удивительный цветок взаправду похожий на изящную туфельку!

Само Чёртово озеро тоже очень живописное – тихая водная гладь с жёлтыми кубышками и большими зелёными кожистыми листами, окружена плотной стеной тайги, где осины и пихты перемежаются редкими кедрами. Но если внимательно осмотреться, то и в подросте увидишь подрастающие кедрики – это работа маленьких лесных жителей: бурундука, кедровки и сойки.

По берегам озера всюду белеет белокрыльник. Белизну цветка оттеняют плотные сердцевидные тёмно-зелёные листья. Растение занесено в Красную книгу Алтайского края, а здесь им можно любоваться вволю!

В Липовой роще под пологом леса на каждом шагу встречаешь кожистые плотные листья, формой напоминающие копытце. Растение так и называется – копытень европейский.

Удивительно оно тем, что сохранилось с давних времён, с прошлых геологических эпох: когда на Салаире шумели липовые, буковые леса, дубравы… Тогда и жил копытень под ними. А потом пришёл ледник, климат изменился, широколиственные леса сменила черневая тайга. Полностью изменился облик леса, а некоторые растения, которые в нём жили, остались. Копытень – один из них. Напоминание нам о том, что было задолго до появления здесь человека.

Начало лета – пора выкармливания птенцов и поэтому птицы, которых встречаешь, почти всегда заняты сбором корма. Ох и нелегко же им прокормить потомство! На кордоне Иониха в траве пара трясогузок ловят жуков и постоянно шныряют под конёк крыши. Там гнездо.

А в тайге гнёзда другие – дупло в старой осине облюбовал малый пёстрый дятел. Осина была старой и очень дуплистой, в живом дереве древесина плотная, домик не сделаешь. Хорошо, когда в лесу есть старые деревья – многие животные в них находят кто дом, кто корм, кто убежище. Проходя мимо, слышишь громкий писк – птенцы. За 10 минут родители прилетали с кормом раз 5 не меньше!

Для насекомых лето – тоже самый расцвет жизни! Всюду порхают разноцветные бабочки. Всякие разные! За каждой не угонишься, чтобы рассмотреть и сфотографировать. Несколько в кадр попали – счастье!

А редкий жучок из Красной книги прилетел сам. И попозировал. Вот ведь как бывает! Рогачик однорогий – смотришь на него и понимаешь, почему его так зовут. Имя-то говорящее!

А ещё на Салаире чудесные вечера…

Облака становятся золотистыми в лучах уходящего солнца, вдоль рек начинает появляться туман.

С каждым мгновением он становится всё плотнее и вот уже всё вокруг залито молоком.

И ты слышишь только соловья, который весёлой трелью заливается неподалёку. Можно идти отдыхать, забираться в тёплый спальник, слушать соловушку и предвкушать завтрашний день.

Точно знаю, он будет не менее удивительным и щедрым на приключения, ведь это всё – мой любимый Салаир!

Фото: Л. Пожидаева, А. Грибков

Пресс-центр Тигирекского заповедника
 и национального парка «Салаир»
 по материалу Людмилы Пожидаевой

Поделиться в соцсетях