В заповедную тайгу за впечатлениями
Уже четыре года как в Алтайском крае появился национальный парк «Салаир», да ещё и кусочек нашего Заринского района попал в границы заповедной территории, а мы там ни разу не были. Стыдно. А ведь нас звали… Два года подряд приглашали. Но вечно что-то не срасталось. А на третий откладывать не стали. Ведь как в сказке – на этот раз непременно что-то невероятное должно было произойти. Так и случилось.
Итак, мы собрались. Нас было немного, но нытиков не просматривалось. Вячеслав Сбитнев – без пяти минут мастер по обработке цифровой информации, молчал о том, что занимается спортивным туризмом. Его навыки пригодились. Ангелина Горбачёва –будущий повар, хотя, она уже отличный действующий специалист кухни: девушка потрясающе кормила горячими обедами всю экспедицию. Николай Губин – выпускник Заринского политехнического техникума и ныне его педагог, обеспечил поездку в тайгу техническими средствами для фотосъёмки. Вероника Нормайкина – библиотекарь этого же техникума и идейный вдохновитель поездки.
Из Заринска нашу команду забрал Владимир Мякишев – старший государственный инспектор национального парка. Вживую мы встретились с ним впервые. Инспектор поразил размерами и обликом – этакий стопудовый богатырь казачьей внешности, к казакам, как выяснилось впоследствии в беседе, он имеет непосредственное отношение. Мчим мимо села Кытманово через Тогул до Ельцовки.
Здесь перегружаемся в УАЗ и в сопровождении квадроциклов ещё пару часов по тайге – на кордон. Честно, мысль была одна: доехать бы. За рулём сотрудник Парка Андрей Расторгуев – товарищ немногословный, но внедорожником владеющий безупречно и чувствующий дорогу исключительно.
Временами были остановки, но не ради отдыха. Инспекторы предусмотрительно загрузили прицепы камнем и останавливались, чтобы укрепить особенно труднопроходимые участки дороги.
А дорога туда, стоит отметить, только одна: склоны, косогоры, болота, ручьи и тайга, тайга, тайга, меняющаяся только качественным составом деревьев: то это сплошной берёзовый лес, то вдруг в нём вспыхивают свечки пихт, то тонкие хрупкие осины согнуты сводом над дорогой, то необъятные стволы увиты хмелем – красота, да и только! И вот, после бесчисленных ухабов скатываемся с горки на открытое место.
Непривычно чистое для тайги пространство. Нет высоченного травостоя, что бился в окна УАЗа по дороге. Отвесными стенами вверх уходят две скалы, а между ними на каменистой площадке стоит симпатичный деревянный домик. Здесь нам предстоит жить. Рядом стол и лавки. Из удобств цивилизации – «домик» размером значительно поменьше, пристроенный на брёвнах. И всё. Электричества нет. Вода – из родника. Но зато видим обилие инструментов и инвентаря, знаем для чего, ведь мы не праздно время проводить приехали. Знаем, нужна наша помощь.
Первый день был потрачен на дорогу и обустройство ночёвки под крышей (мы буквально ночевали на чердаке домика). Затем – обустройство костра, печёная картошечка и мяско на углях… На этом любительский туризм закончился.
Следующие два дня были посвящены физическому труду, а из развлечений только вечернее чаепитие после бани, балалайка старшего инспектора и невероятные звёзды. Сил порой не оставалось на фотосъёмку.
Любая разрушительная для природы хозяйственная деятельность в национальном парке запрещена. Человеку здесь вмешиваться в природу нельзя. Только охрана природы, любование ею, изучение. А инспекторов, кстати, не на каждом километре. Конечно, выручают современные технологии – фотоловушки. Они «информируют» сотрудников Парка о передвижениях животных и появлении людей на вверенной им территории. Так на утро второго дня мы узнали, что в пятистах метрах от нашего ночлега, ночью гулял медведь. И даже увидели его на записи ближайшей фотоловушки. Только здесь мы узнали, что медведи оказывается бывают разного цвета! На записи увидели: шоколадного цвета многодетная медведица, купающаяся в луже вместе с непоседливыми детьми и на другом видео – внушительного вида чёрный медведь, растянувшийся в той же луже во весь рост прям по-человечески, как в ванне. Зверушки впечатляли.
О помощи. Молодецкая сила наша нужна была для очистки дороги к противопожарному водоёму. Если на машине – то это сравнительно недалеко было, а вот пешком да через бурелом – два дня как раз, с учётом того, что работы уже велись инспекторами ранее. Старая лесовозная дорога идёт вдоль ручья, превращённого хозяйственными бобрами в каскад озёр. Животные покинули это живописное место, а вот их работа крепко стоит. Последняя запруда самая внушительная. После неё невозможно дальше ехать автотранспортом даже высокой проходимости. Старую дорогу размыло. До этой точки нам и нужно было прочистить путь.
Бобры в обилии навалили деревьев. Обглоданные их зубками полутораметровые пеньки-карандашики торчали практически частоколом на берегах. Да и сухих гигантских веток и стволов хватало. Одним словом, ни пройти, не пролезть. Инспекторы шли вперёд, показывая направление и работая пилами. Вытащить даже старые упавшие деревья из таёжной растительности было нереально сложно. Максимум – пропилить дорогу. Наши ребята сдвигали на обочину древесные остатки. Это сказать – легко, а работа была не простая.
После тяжёлого рабочего дня мужчины возвращались в лагерь, где над костром в солидном котле уже ароматно побулькивало и закипал чайник, пристроенный с краю на камнях. Признаемся, вкуснее ничего не ели! А какой ароматный чай со смородиновым таёжным листом – словами не передать!
Наш повар-волонтёр Ангелина делится своими впечатлениями: «Честно, я вообще не представляла куда еду! Но мне предложили, и я согласилась, потому что хотелось сбежать в тишину. Даже представить не могла что в тайге будет так хорошо. И это, не смотря на полное отсутствие цивилизации: вода из родника, которую нужно было ещё принести, готовка на костре и дороги невероятно труднопроходимые. Но было классно! С инспекторами мы подружились. Нелёгкий трудовой день и душевные разговоры у костра – это незабываемые воспоминания на всю жизнь!».
С Дмитрием Долговым, инспектором национального парка, мы побывали в местах подкормок животных. По дороге проверили фотоловушки. Увидели, как выглядят свежие медвежьи следы. Крепко зарубили себе на носу, что на заповедную территорию без инспекторов соваться нельзя и по закону, и по элементарному чувству самосохранения.
Наш Вячеслав Сбитнев вспоминает о своём первом путешествии: «Салаир — это не просто географическая точка на карте, а настоящая сокровищница дикой природы, которая завораживает своей красотой. Когда мы приехали, нас встретила удивительная картина: покрытые тайгой кряжистые склоны, а меж ними бегут большие и маленькие реки и речушки. Лес здесь полон жизни: всюду снуют птицы, в траве шуршат маленькие существа. Мне нравились вечера, когда солнце медленно садилось за горизонтом, окрашивая небо в яркие оттенки оранжевого и розового. Это было время, когда все заботы дня оставались позади, и мы просто наслаждались красотой окружающего мира. Салаир стал для меня настоящим открытием. Это место наполнило энергией, дало возможность отдохнуть от суеты города. Если вы ищете место для отдыха и вдохновения, Салаир — именно то, что нужно. Только свой визит в заповедные места непременно нужно согласовать с инспекторами».
Наша команда твёрдо решила вернуться сюда ещё не один раз. Ведь «Салаир» большой и непременно хочется посмотреть его весь! Если и вы хотите помогать Парку и его сотрудникам, присоединяйтесь!
Вероника Нормайкина,
сотрудник Заринского политехнического техникума
(г. Заринск)
ФОТОГРАФИИ к материалу предоставлены автором