Чумыш зовет!

На прошедшей неделе в Ельцовке состоялось заседание Общественного Совета по развитию национального парка «Салаир». В повестке, кроме организационных, были темы о работе отдела охраны национального парка, о развитии туризма и о взаимодействии Совета с местными жителями. На Совет была приглашена методист национального парка «Салаир» Тамара Загудаева, которая поделилась впечатлениями и о том, на что её вдохновила эта встреча, в своей заметке для электронного журнала нашего сайта.

«Всем хотелось подробнее узнать, как охраняется территория национального парка, много ли было задержано браконьеров, есть ли среди них местные. Присутствующие на заседании Общественного Совета с большим интересом отнеслись к выступлениям докладчиков. Было много вопросов и уточнений. Отвечая, Александр Савиных, заместитель директора по охране Парка, говорил о системе слежения, наземном патрулировании, о фотоловушках, о работе инспекторов, их противопожарной и восстановительной деятельности. На все вопросы были даны исчерпывающие ответы. Главное, местных среди браконьеров не было, в основном кемеровчане.
Денис Соломахин, заместитель директора по развитию туризма, рассказал о положении дел в этом направлении, о том, как развивается туризм, о его видах, особо остановился на сплавах. Докладчик отметил, что национальный парк «Салаир» только начал развиваться, еще нет положения о функциональном зонировании, но работа идет. Денис Николаевич сетовал на то, что нет пока проводников-инструкторов. Местные жители малоактивны. Его рассказ о сплавах по Чумышу, конечно, не оставил никого равнодушным. Вопросы сыпались один за другим. Тем более, когда он объявил об однодневных сплавах на предстоящие выходные 3 и 4 августа. Больше я уже никого не слушала, мои мысли крутились в голове в одном направлении, как бы мне тоже сплавиться.

И я, недолго думая, решилась. Вечером в пятницу туристы уже ставили палатки на пляже у Завьялова камня, и мы тут как тут. Договорились – в субботу в 9.30 утра быть здесь для общего сбора, инструктажа и отплытия. И вот, уже на берегу стоим в спасжилетах, слушаем инструктаж Дениса Николаевича и поглядываем на плавсредства. Нас ожидало два рафта и катамаран. Катамараном руководил Денис Соломахин, на рафтах Алексей Эбель и Марина Кнауп. Мы с Людмилой Деменевой оказались в команде Алексея, где нас было шесть человек. Трое из Барнаула, уже бывалые, и мы, ни разу не сплавлявшиеся. Но страха и даже намека на него не было ни у кого. Я вообще выросла на этой реке, плавать умею, Людмила по характеру бесстрашный человек. Впереди меня в рафте сидела девочка из Барнаула, пятиклассница, тоже смелая. В прошлом году, как выяснилось, она уже сплавлялась по реке Иня.

День предстоял жаркий, до +30, но подувал освежающий ветерок и синоптики обещали легкие облачка. Отплывали, не торопясь. Первым пошел катамаран Дениса, за ним рафт во главе с Мариной Кнауп и завершали караван мы с Алексеем тоже на рафте. Река тихая, течение медленное, поэтому необходимо было грести, чтобы двигаться к назначенной цели по маршруту «Ельцовка – Черемшанка». Не слишком налегая на весла, подошли к мосту, и тут Алексей (специалист по развитию туризма, вице-президент Союза птиц России) обратил наше внимание на стрижей, которые гнездятся под мостом, в опорах нашли себе отверстия. И так началось погружение в мир окружающей природы. Как мало мы о ней знаем. Оказывается, стрижи – удивительные птицы. Они никогда не садятся, живут налету. Налету питаются, пьют воду, купаются, также спят и спариваются.

Вот уже и мост позади. А мы всматриваемся в прибрежные заросли, нет ли чего интересного рядом. А красота какая! В повседневной суете и не замечаем особо, в каком красивом месте живем. Горожане удивляются: «Как же у вас красиво!» Медленно огибая Ельцовку, слушали Алексея, который уже рассказывал о различиях камыша и рогоза, что мы часто путаем, и показывал нам наглядно, где камыш, а где рогоз. Обращал наше внимание на вьющееся по кустам растение с белыми мелкими цветами и мудреным названием, которое в народе называют «колючий огурец».
Вот и первый поворот, к нашему месту, где мы купаемся, возле скал. Денис по громкой связи объявил, чтобы мы обратили внимание на камни, где было много серых цапель. Они спокойно посматривали на путешественников и взлетели в небо лишь тогда, когда мы были совсем рядом. Эти длинноногие и длинношеие серые птицы с длинным клювом появились здесь не так давно, мы их видели, но их было мало. А тут их столько! Несколько десятков! Проживая рядом с берегом, я не видела такого скопления этих птиц. Наш экскурсовод рассказал нам и цаплях, о том, что главные места обитания их у водоемов, так как птица эта питается исключительно животной пищей, основу рациона составляет рыба, а также лягушки, насекомые, мелкие пресмыкающиеся. Птицы кружили над нами, пока мы не удалились от этого места. Удивительное рядом!

Прошли первые камни, удачно вписались между ними и приостановились в тихой заводи среди «кувшинок», как мы их называем. Правильное же название этого желтого цветка на воде – кубышка. Название дано по форме семян. На высоком стебле, растущем со дна реки, плавают на поверхности воды среди желтых цветов такие коричневые кубышечки с семенами. Она не только украшает водоемы, но и обладает целебными свойствами, способна очищать водоемы. Там, где она растет, вода не «цветет». По Чумышу она встречается часто, и это радует.

Водное путешествие продолжается, вот и Ельцовка осталась за поворотом. Идем дальше, любуясь прибрежными красотами. Многое узнали за несколько часов нашего путешествия: и о стрекозах, и о птицах, и о деревьях, растениях, прислушивались к звукам. «Вот это ворон кричит, а это ворона, голоса и звуки разные. А это птенцы сапсана кричат голодные, зовут родителей с кормом», – объяснял наш гид.
Солнце уже подпаливало, время подходило к обеду и мы, удачно миновав несколько перекатов, поглядывали на берега, где бы остановиться, подкрепиться и покупаться в теплой чистой водичке. Вот и подходящее место с галечками, куда и причалили.
Денис Соломахин объявил 40 минут отдыха. На берегу появилась скатерть – самобранка с всевозможными яствами. После обеда – купание. Вода тихая, теплая, обволакивает тебя, ласкает и не отпускает. В прозрачной воде плавали рыбки, щекотали ноги, ребятишки повизгивали. Время пролетело быстро, но надо поторапливаться, еще половина пути до Черемшанки.
И снова перед нами красивейшая панорама – изумрудная водная гладь в обрамлении еще густой зелени деревьев и скал. О скалах мы тоже услышали небольшие рассказы. Одна из них огромная недалеко от Черемшанки, по рассказу Алексея, здесь гнездятся сапсаны и сплавщики ее называют Сапсаньей.

О другой скале на противоположном берегу уже говорил Денис Соломахин, их катамаран поджидал нас в этом месте, чтобы обратить внимание на этот природный объект. Скала была совершенно не похожа на другие, встретившиеся нам на пути. Это были базальтовые выходы, которые появились миллионы лет назад. Базальты мало подвержены климатическому воздействию и их темно-серые, граненые камни стоят, как новенькие, без всякой растительности. Удивили и ласточки-береговушки, у нас таких нет. Вдоль берега достаточно высоко мы увидели множество норок. Как рассказал Алексей, это ласточки-береговушки и их места обитания. Эти необыкновенные птицы лапками и клювами роют в крутом берегу свои глубокие норы в виде туннелей или коридора в глубину до полутора, а то и более метров, в конце которых устраивают себе просторное гнездо и выводят птенцов. Этим они спасают свое потомство от хищных птиц и мелких млекопитающих. Птицы очень аккуратные, имея на лапках своеобразные щеточки из перьев, они постоянно чистят свое гнездо и даже, коридор, подметая пол в жилище.
Наше водное путешествие подходило к концу, но Чумыш, не зря в одном из переводов с тюркского называется «коварная река». Перекаты на нем есть и довольно неожиданные и коварные для тех, кто не ходил по реке. Предыдущие три переката мы прошли, даже не испугавшись. Глубины нет, только стремнина, которая покружила нас немного, и мы отправились дальше. А вот на одном из них, перед самой Черемшанкой река устроила нам испытание. Перед нами катамаран сначала сел на мель, пришлось вручную переносить его на место, а потом, Денис уже передавал по громкой связи – впереди камни, перекаты, бурное течение, сконцентрируйтесь!

Но с Алексеем нам было не страшно, хотя камни были и под водой, и слева и справа, но строго выполняя команды рулевого, мы справились с этой бушующей и шипящей стремниной, покрутившей нас изрядно. Настроение поднялось, все оживились, а Алексей, подбадривая нас, показал вдали ориентир – большой тополь, рядом с которым была Черемшанка.
Все вглядывались вдаль, где она Черемшанка, а ее с реки, так же, как и Ельцовку совсем не видно, только крыши домов. Один за другим мы причалили к берегу, шел уже шестой час. Наше неторопливое путешествие по реке закончилось. С непривычки немного болели руки, но особой усталости не было. Чувство радости, что мы удачно сплавились, выдержали, хоть небольшие, но испытания, на несколько часов слились с природой, много нового узнали о родной нашей реке и ее обитателях.

Водное путешествие ни с чем несравнимое: запах реки, цветущих растений, травы, голоса птиц, плеск воды, освежающий ветерок и созерцание прибрежных пейзажей – яркие, незабываемые впечатления! Желаю всем такого отдыха!

Тамара Загудаева,
методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир»