Село с красивым названием

Столетний юбилей Тогульского района – особый повод восполнить одну из страниц его истории. И связана она с селами, исчезнувшими раз и навсегда. Населенных пунктов было под сотню. Согласно перечню, имеющемуся в районном музее, в нем числятся 87 сел, деревень, хуторов, поселков и выселков. Просматривая списки, не нашел в нем, например, хутора Воробьевский, относившегося к Загадновскому сельсовету. Возможно, есть и другие населенные пункты, не внесенные в этот список. Но даже те сведения, которые есть в альбоме «История сел Тогульского района», – великое наследие, оставленное первыми сотрудниками музея, за что им огромное спасибо.

Сегодня хочу поделиться с читателями историей поселка Жениховский. О нем мне доводилось слышать еще в 60-х годах, но вот увидеть его не пришлось. Впервые на месте этого поселения побывал в первый год работы в редакции, в сентябре 1977 года. Как добирались до места, отдельная история. Но увиденное на месте поразило. Огромная гора, по трехкилометровому подножию которой протекает река Уксунай. С севера горы глухая тайга, а вот все остальные стороны открыты солнцу. Южный склон пологий, восточный и западный крутые. Поселок располагался на правом берегу реки. О том, что здесь когда-то жили люди, напоминали только погреба и тополя. С Женеховской горы открывается незабываемый вид, После того, как увидел красоту здешних мест, бывал здесь не раз зимой, весной и поздней осенью, всякий раз испытывал восторг. Мне доводилось бывать в разных таежных селах в 60-е годы, а затем в тех же местах, когда их не стало. Но ни одно из них не запало в душу так, как Женихово.

Истоки

Поселок Жениховский, согласно историческим данным, был основан в 1910 году. Первым приехал на новое место Женихов. Считается, что и поселок получил название по фамилии его основателя. Что привело человека в такую глушь? Тогда переселенцы из европейской части России отправлялись в Сибирь в поиске свободных земель. Многим хотелось иметь собственное хозяйство или промысел, жить в достатке и быть независимыми. Возможно, у некоторых было желание жить обособленно, так сказать, в стороне от людских глаз. Иначе как можно объяснить желание человека забраться в такую глушь, до которой добраться великая проблема? Думаю, подтверждением сказанному будет следующий факт. Когда в Женихово стали селиться люди и население неуклонно увеличивалось, Женихов подался дальше в тайгу и основал пос. Большая Речка, так[1]же на берегу Уксуная. Выше от этого поселка по течению реки в трех километрах был хутор Захаровка. (Для сведения. В районе было еще одно село Большая Речка, находившееся на севере района и относившееся к Верх-Тогульскому сельсовету). Кроме семьи Жениховых, в Большой Речке поселилась и семья Туезаровых. Всего в этом поселке со временем стало 10 дворов. В самом же пос. Жениховский в лучшие годы было 38 дворов, проживало 90 мужчин и 101 женщина.

Промысел
Главным занятием в селе была заготовка леса. Его валили, перерабатывали и сплавляли весной по Уксунаю до Заринска и Тальменки. Труд лесозаготовителей был очень тяжелый. Своих рабочих в Женихово не хватало, поэтому на осень и зиму привлекали колхозников. Им доводился план по заготовке (кубатура). К началу сплава в селе заготавливали 40 тыс. куб. м леса. Его штабелевали на берегу реки. Одно время после войны в Женихово работал Николай Иванович Бородин. Вместе с ним мы рыбачили в тех местах. Он показывал мне место, где было плотбище.

В апреле, как только поднималась вода, начинался лесосплав. Нередко случались заторы леса и тогда их взрыва[1]ли. Опытные сплавщики определяли проблемные места и закладывали заряд. Взрывы наносили серьезный экологический ущерб реке. Погибало много рыбы, в том числе такой ценной, как таймень и хариус. Как рассказывал мой знакомый Анатолий Пантелеевич Красильников, работающий в 50-60 годы сплавщиком, после каждого взрыва всплывало много мертвой рыбы. Ту, что покрупнее, сплавщики забирали. Как-то их добычей оказался таймень весом 9 килограммов.

В 1947 году в Тогуле образовался лесхоз и пос. Жениховский вошел в состав Загадновского лесничества, а в 1954 году стал его центром. В Женихово был организован лесозаготовительный участок. Основной рабочей силой было местное население, а также поселков Большая Речка. Главным лесничим был назначен Гайдай, а лесничим С. Савков. На производстве появилась электростанция, мехмастерская с пилорамой и деревообрабатывающими станками, также передвижная электростанция с электропилами, трактор КТ-12 и 5 тракторов ДТ-54. Вырабатывали жениховцы бондарную клепку для Бийского мясокомбината, делали конные сани и хода, лопаты для снега, кузова для автомобилей. Николай Михайлович Воронов, работавший в те годы инженером в сельском хозяйстве, рассказывал, что хозяйство приобрело два «голых» ГАЗ-51, а кузова надо было получить в лесхозе. «В лесхозе мне выписали накладную и направили в Женихово, где выдали со склада 2 комплекта вместе с металлической фурнитурой. Уже на месте мы собрали кузова. Все подошло как положено», – рассказывал Николай Михайлович. Основной же продукцией были срубы, пиломатериал для сельского хозяйства.

В 1957 году Загадновское лесничество заняло 1 место в соцсоревновании с вручением переходящего Красного знамени и денежной премии. В передовиках были рабочие В.М. Илларионов, П.Д. Димаков, Д.К. Берестов, лесник П.А. Дегтярев. Всего 21 человек. К сожалению, успех 1957 года был последним в истории пос. Жениховский. Производство требовало все больше сырья, однако комиссия выяснила, что близ Женихово лес практически вырубили. Вскоре поселок покинул лесничий С. Савков вместе с женой, работавшей фельдшером в медпункте. Из-за сокращения производства в Тогул было вывезено оборудование: электростанция, станки. Все это послужило тому, что село стало разъезжаться. Последние жители покинули его в первой половине 60-х годов.

Каким запомнилось село?

В Тогульском краеведческом музее хранится воспоминание жительницы Женихово Елизаветы Васильевны Шатуновой, в девичестве Козловой. «Я родилась в Женихово в 1930 году. Когда мне было 10 лет, в селе было около 50 дворов. Поселок находился в живописном месте, кругом тайга, скалы. Особенно красиво было весной, когда распускалась верба, затем цвела черемуха, было много разных цветов. А сколько было дичи в тайге! В реке было много рыбы. Мужчины делали заездки и ставили морды. Жители занимались лесом, гнали деготь и пихтовое масло».

В 1957-58 годах учителем в Женихово работала моя тетя, родная сестра матери Людмила Константиновна Овсиенко, в девичестве Тюфякова: «В 1954 году я окончила школу, но не поехала поступать в институт. Заведующий районо И.В. Карасев уговорил меня поработать в Женихово учителем. Школу я окончила с отличием, это и стало поводом для уговоров. Посопротивлявшись, я согласилась. В селе была начальная школа. Кроме меня была еще одна учительница, приезжая издалека. Учащихся с 1 по 4 класс было человек 40. Два класса было у меня и два класса у моей напарницы. Дети были из простых семей и в школу ходили с удовольствием. После уроков они шли домой, обедали и вновь приходили в школу. Выполняли домашние задания, и мне приходилось быть с ними, хотя дополнительная работа в мои обязанности не входила. Жила я на квартире и с работы возвращалась только к вечеру, голодная, так как в школе буфета не было. Хозяева жили бедно, и на ужин почти каждый день была жареная картошка. Хозяйство, в отличие от многих других жениховцев, они не держали. Для скотины в селе было приволье. Свиньи, коровы и куры спокойно ходили по селу, травы было вволю, река рядом. В селе был магазин, но продукты в нем были от случая к случаю, только когда их привозили из Тогула. Хлеб, пряники и все другое съестное не залеживалось. Праздником для меня была поездка домой, и тогда я возвращалась с полной сумкой провизии. До Женихово добиралась на коне, или на тракторе в санях, а как-то по весне пришлось идти пешком до Загадново. В одной из таежных речушек чуть не утонула. Когда закончился учебный год, родители школьников уговаривали меня работать и дальше. Но еще один год я учительствовала в поселке Красный Большевик, а уже затем училась в Бийском пединституте».

 О своем путешествии в Женихово рассказывала мне мама. Вскоре после войны она вместе с двоюродной сестрой Валентиной Ивановной Дюпиной уговорили отца Валентины взять их с собой в Женихово. Иван Федосеевич вез туда на лошади продукты и кинофильмы. Дело было в августе. Всю дорогу, а это более 50 километров, они шли пешком, так как телега была полностью загружена. В первый день добрались до Загадново, где и ночевали, а на второй рано утром отправились дальше. Ближе к вечеру добрались до Женихово. Еще на подходе к селу повозку и людей с горы увидели местные жители. Для них подвоз продуктов был особым событием. «Навстречу нам бежали ребятишки, а уже в селе радостно встречали взрослые. Дети были в смоле от кедровых шишек, как раз был сезон и год выдался урожайным. Вечером, как только стемнело, все село собралось на поляне у небольшого домика. На жердях было натянуто белое полотно, своего рода экран, и стали показывать фильмы до глубокой ночи, пока не пересмотрели все. На следующий день все киноленты надо было увезти в Тогул, – рассказывала мама.

В советское время через территорию бывшего поселка Женихово проходил кабель связи и там находился вагон, в котором останавливались на ночлег связисты, обслуживающие линию, и рыбаки. Как уже было сказано, река Уксунай в тех местах была богата рыбой и поэтому привлекала рыбаков. Где еще, как ни в Женихово, можно было поймать тайменя и хариуса. К сожалению, эти места облюбовали и браконьеры. Теперь же с созданием особо охраняемой природной территории, куда вошло и Женихово, есть надежда, что ресурсы тех мест будут восстанавливаться. Сейчас на месте Женихово находится кордон национального парка «Салаир».

Домик в центре – кордон “Жениховский” национального парка “Салаир” На этом месте раньше была школа. Слева белая поляна – берег, где складировали лес для сплава. Фото государственного инспектора национального парка «Салаир» Алексея Ровковского.
Луга в Женихово. Фото Л. Триликаускас
Окрестности Женихово. Фото Анны Калининой

Константин Эрлих,
главный редактор газеты «Сельские огни»

Поделиться в соцсетях