Охранять природу – значит охранять Родину!
Трескучие сибирские морозы, наступившие в декабре, пошли на спад. В школах возобновились занятия. Методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир», Тамара Загудаева, вновь отправляется в Пуштулим Ельцовского района. Промелькнули убеленные морозцем придорожные лесочки, и вот оно притаежное село и красивая школа. На этот раз была намечена встреча с учениками средних классов с темой «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Алтайского края». В просторном классе заняты все парты, пришли и свободные учителя.
Разговор начался с краткого вступления об ООПТ нашего края, о необходимости сохранения природы с ее первозданной красотой для нас и будущих поколений. На большом экране слайды презентации «Удивительные заповедные уголки Алтайского края». Самый первый и пока единственный в крае – заповедник «Тигирекский» в декабре отметил свой 24 день рождения и ему особое внимание. На слайдах ребята увидели самые известные места, впечатлились тайгой, субальпийскими лугами, горами и пещерами, особенно поразили виды разрезов силура Тигирека. Так красивы эти воланы гор с каменными оторочками, словно огромный подол юбки разметался по горе.
Животный и растительный мир заповедника тоже удивляет разнообразием. Редкие виды животных и растений, занесенные в Красные книги Алтайского края и РФ, здесь охраняют и восстанавливают их популяции. На слайдах «краснокнижники» Тигирека: филин, речная выдра, летучие мыши, бабочка аполлон, венерин башмачок, володушка длиннообертковая, ковыль перистый и другие. Ребятишки с неподдельным интересом рассматривали их, тихонько между собой комментируя.
О национальном парке «Салаир» школьники хорошо уже знают, поэтому во второй части беседы разговор шел о других особо охраняемых природных территориях: заказниках, памятниках природы и природных парках. Особое внимание присутствующих было обращено к памятникам природы, находящимся в соседних с нами районах: «Башмачковой роще», «Еландинским камушкам» Целинного района, «Озеру Ельничьему» Кытмановского района и «Кандышному логу» Косихинского района. Ребята увидели и услышали, как много делают педагоги и ученики школ этих районов, как они основательно изучают природу малой Родины, открывая интересные, удивительные уголки. Работы ведутся и зимой, и летом. Под руководством учителей ребята обследовали выбранные участки, изучали, вели наблюдения, фотографировали, записывали. Выявили ряд очень ценных живых организмов, краснокнижных растений, птиц, животных, обитающих в этих местах. И когда собрали достаточно большой материал, выступили с предложением создать в своем районе заповедную территорию – памятник природы. И эти памятники природы появились на карте Алтайского края. Теперь эти заповедные уголки будут под охраной навсегда.
Но на этом дела юных экологов под руководством своих учителей-биологов и географов не останавливаются. Они продолжают наблюдение за своими участками, обустраивают эти места, облагораживают, создают экологические тропы, делают добрые дела.
В Ельцовском районе есть национальный парк «Салаир», но нет памятников природы. А сколько красивых уникальных уголков! «Ребята, дело за вами,- обратилась к ученикам Тамара Загудаева,- природу нужно изучать не только по учебникам, она вокруг нас. Давайте стремиться к тому, чтобы и у нас появились свои памятники природы, чтобы каждый из вас знал, берег и ценил природу своей родины, а не уничтожал, не губил ее, чтобы было что оставить своим потомкам, чтобы было чем гордиться, чем удивлять гостей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину». Каждый участник встречи получил памятные сувениры от национального парка «Салаир».
Подобный заповедный урок только в форме экологического путешествия провела в Солтонском районе методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир» Елена Ветрова. Учащиеся 3 класса МБОУ Солтонская СОШ останавливались на разных станциях. Решали ребусы, загадки. Задания были составлены с учетом познавательной информации о растениях и животных национального парка. На станции «Царство растений» ребята узнали, что такое эфемероиды, были удивлены, что к таковым относится всем известный кандык сибирский. В групповой работе «Четвертый лишний», в которой нужно было найти лишнего, за каждый правильный ответ ученики получали листочки, на которых были вписаны правила охраны природы. По каждому объекту была дана краткая информация, чем полезен, особенности обитания. На второй станции «Царство животные» дети, кроме выполнения заданий, еще рассмотрели жалобы животных на человека. Им предстояло узнать, кто жалуется и сказать, обоснованы ли жалобы. Вот примеры жалоб: «Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба» (сова). «Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная» (лягушка). В завершении такого экологического путешествия ребята озвучили правила поведения на природе, а листочки разместили на специальном дереве. Получился некий свод правил, который составили сами участники игры. Были подведены итоги – победила дружба. Все получили символические медали «Защитнику природы» и заповедные закладки с информацией о природе национального парка «Салаир».
Тамара Загудаева и Елена Ветрова,
методисты по экологическому просвещению национального парка «Салаир»