Главная река Салаира. Заселение верховьев Чумыша (часть 3).

В начале ХХ века началось столыпинское переселение крестьян в Сибирь. В густонаселенной европейской части России земли не хватало, и поэтому правительство поддержало аграрную реформу П.А. Столыпина по расселению крестьян в районы Сибири и выделило переселенцам ссуды и льготы. И люди поехали, не пугала их ни тайга, ни трескучие сибирские морозы. И дремучий салаирский лес, обступивший с двух сторон реку, огласился стуком топоров по деревьям, визжанием пилы и голосами людей.

Поселенцы стали валить лес для строительства жилищ. «Тайга была такая глухая, что небо виднелось, как в окно», – вспоминали старожилы. Осваивались новые земли. По берегам одно за другим стали появляться населенные пункты в несколько домов, которые вскоре разрослись в села и поселки. Их было немало.

А начиналось все так: «В 1906 году из Нижегородской губернии в Западную Сибирь приехал землемер Василий Артюхов и с ним шесть человек – выбирать место на жительство для своих земляков. И вот отважная семерка приступила к необычной работе – определению поселковых границ для будущих переселенцев в тайге. Условия были прямо сказать нелегкие: труднопроходимая тайга, множество болот, хищных зверей, летом одолевал гнус. Согласно заданию нижегородских властей, в выбранном ими месте они прорубили просеки в лесной чаще, установили отметки и стали нарезать земельные участки для будущих деревень, куда в ближайшие годы должны были переселиться их семьи и семьи добровольцев. С большим трудом они определили границы и дали название поселкам: Малая Мостовая, Родниково, Хуторской, Сегилеп, Маловодное, Бедреп, Случайное, Столбовка, Артюховка, Голодай, Женихово, Захаровка, Большая речка, Михайловка, Загадново и Мельниково. По завершению всех этих работ, они возвратились назад к своим семьям. Именно Артюхову Василию, окончившему с золотой медалью учебное заведение и получившему специальность землеустроителя, и было поручено организовать переселение добровольцев. Согласно положению о льготах, он оформил ссуду на переселение в деньгах на сорок семей. И в начале июля 1910 года семьи переселенцев двести человек в товарных вагонах отправились в путь. Два месяца ехали, можно сказать, больше стояли, до Барнаула. На больших железнодорожных станциях их кормили горячим обедом. В Барнауле купили лошадей с упряжкой, топоры, пилы, лопаты, ломы, железо для печей и другое необходимое хозяйственное имущество. От Барнаула караван с переселенцами, среди которых были старики и дети, двинулся по проселочной дороге к назначенному пункту. Все красное лето переселенцы были в пути, а когда прибыли, их неприветливо встретила прохладная осенняя сибирская погода. Начали возводить временное жилье – общий барак-землянку. Уже первого октября выпал первый снег, который полностью так и не растаял до самой зимы. Через две недели общими усилиями временное, но основательное жилище с перегородками для семей и с железными печками было готово, рядом поставили баню по-черному. Это был очень трудный год для переселенцев. Всю зиму шла заготовка леса для будущих домов, для каждой отдельной семьи. Лес был рядом – сосны, пихтач, береза, осина. И все, кто мог держать топор в руках, готовили строительный материал. «Бог нас испытывал на выносливость, посвящая в сибиряки», – вспоминали переселенцы. Общими усилиями для каждой семьи в следующем году были построены дома. По воспоминаниям первопроходцев, рядом на возвышенности произрастал сосновый бор, где было много пихты, берез, осин и даже кедры были. На опушке бора была непролазная чаща из кустарников: акации, черемушника, калины, рябины, смородины, но со временем от этого бора ничего не осталось. Лесной массив со временем вырубили и выкорчевали, и начали там сеять пшеницу, а после истощения земли, это место стали использовать для выпаса скота»,- писал К. Бученков, потомок первопоселенцев.

Примерно так и заселялось все верхнее Причумышье. Одно за другим появлялись села. По левому берегу – Гробница (Первомайский), Свое название село получило по форме камня на берегу реки, он похож на большой гроб или гробницу. Небольшая речушка в этом месте тоже имела название Гробница. По правому берегу, чуть выше – Пила (Гвардейск), названная так по форме перекатов на Чумыше в этом месте, которые острыми камнями, как пилами расщепляли плоты. Рядом стремилась к Чумышу речка Пилка. Эти две деревни переименовывали в советский период. Затем, за поворотом – село Черненькое. Имя ему дала черневая тайга, которая обступала село с трех сторон. Речка, что рядом с селом, бегущая из тайги, тоже имела название Черная. После Черненькой – Островка – всем известное, очень красивое место, где Чумыш разделен надвое грядой островов. Деревни здесь не было. Речка Островка впадает в Чумыш. Далее опасный поворот и водоворот Большак, где надо двигаться осторожно. За Большаком, где от Родниковки до Чумыша пробивается очень извилистая Косая речка, в полутора километрах от ее устья, находился поселок Хуторской. История возникновения поселка описана выше, это один из поселков, основанных землемером В. Артюховым. История его названия неизвестна.

За ним – большое по тем меркам село Сегилеп, тоже основанное Артюховым в 1910 году, но имеющее название тюркского происхождения, возможно, по названию речки Сегилепки. Недалеко от этого села находилась Ивановская заимка в 10 дворов. История названия неизвестна, скорее всего по имени или фамилии основателя поселения. Рядом – мало известный хутор Рыбальный в два двора. Выше на правом берегу стояло село Каянча, название которого тоже связано с тюркскими племенами, в прошлом проживавшими в этой местности. «Всего дворов тридцать стояло в красивейшем месте, – вспоминают бывшие жители, – но какая она была милая и славная, наша Каянча». Скорее всего, название ему дано по одноименной речке Каянча. За крутым поворотом, на левом берегу берегу – Вятск. Название получено по месту, откуда прибыли поселенцы, из Вятской губернии. На другом берегу – село Красный Яр. Очень распространенное название, чаще всего обозначающее красивый высокий берег.

С таким трудом и энтузиазмом созданные в верховьях Чумыша села вскоре оказались в списках неперспективных. Жизнь у всех этих сел была недолгой, в среднем 50 лет. В 60-е годы все они разъехались. Тяжела была жизнь в суровых условиях сибирской тайги, в глуши, вдали от цивилизации, но покидать свои места людям не хотелось, ведь 50 лет жизни – это немало. И вспоминают только хорошее, как дружно жили, хоть и тяжело было, но добро людское и красота природная спасали людей всегда.

Однако, следы пятидесятилетней человеческой деятельности остались надолго, если не навсегда. Вырубка леса. Срубили все хвойные породы, не стало сосновых боров, рубили на строительство, на дрова, раскорчевывали под пашню, огороды, покосы. Берега оголились, река обмелела. Многие ключи, которые текли из лесов и болотин, высохли, родников стало мало, речки обмелели. Откуда взяться воде. И лишь в последнее время берега стали зарастать кустарником. У реки всегда только брали и нисколько ее не берегли. И в данное время нет хозяина у реки, который бы мог следить за ее «здоровьем», беречь водоохранную зону, отвечать за выполнение государственных законов, регулирующих водопользование.

В последнее время наметились небольшие позитивные изменения в этом направлении. Совсем недавно два участка Чумыша – от Мостовой до Сары-Чумыша и от Вятска до Бахарева камня получили особый статус – особо охраняемой природной территории. Здесь в 2020 году создан национальный парк «Салаир». Появляется возможность сохранить уникальные объекты и ландшафты, чудом сохранившиеся участки нетронутой тайги, чтобы и следующие поколения могли прикоснуться к их величественной красоте.

Тамара Загудаева,
методист по экологическому просвещению национального парка «Салаир»

Фото: Денис Соломахин

Поделиться в соцсетях